Виртуальные выставки

МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки

«Виват, ТЕАТР»

Представленная литература :

100 великих театров. / К.А. Смолина. — М. : Вече, 2001. — 480 с. — (100 великих).

В новой книге популярной серии «100 великих» через призму истории выдающихся театров показана история мирового театра. В книге представлены такие известные театры, как «Гранд-опера», «Ковент-гарден», Театр Федора Волкова, Большой театр, «Ла Скала», МХАТ, «Современник» и многие другие, составляющие гордость зарубежных стран и России.

Большой театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825—1993 / В.И. Зарубин. — М. : Эллис Лак, 1994. — 320 с.: ил.

В книге представлен уникальный материал о первых постановках опер на русской сцене в Большом театре. Читатель познакомится с либретто оперных спектаклей, составами исполнителей и участниками постановочных групп, отзывами современников, высказываниями композиторов о работе над своими произведениями. Завершает книгу полный перечень всего оперного репертуара театра, впервые собранный воедино, и указатели. Богатейший иллюстративный ряд книги помогает воссоздать историю театра, сохранившего двухвековой сценический опыт русского музыкального искусства.

Для широкого круга любителей оперного театра.

Русский балет: Энциклопедия / Ред. кол. Е.П. Белова, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская, Е.Я. Суриц, Н.Ю. Чернова. — М. : Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с.: ил.

Издание подготовлено крупнейшими специалистами мирового и русского балетоведения. 1500 статей и сотни иллюстраций рассказывают о знаменитых танцовщиках, балетмейстерах, композиторах, дирижёрах, художниках, педагогах, балетоведах, балетных коллективах, театрах, хореографических училищах. Впервые полно и широко представлена деятельность русских мастеров на Западе.

Путешествие в страну ОПЕРА. / Б. А. Покровский. — М. : Современник, 1997. — 238 с.: фотоил. — (Под сенью дружных муз).

Дружественный союз муз, их гармоническое сочетание, венчает рождение такого великого искусства, как ОПЕРА.

Что такое опера, какова ее история — каких великих композиторов и какие мировые оперные шедевры она нам подарила, как понять оперный спектакль — увидеть слышимое, услышать видимое, как он рождается, какие художественные ремесла принимают участие в его «строительстве» — обо всем этом и о многом другом, касающемся оперного искусства, живо и увлекательно рассказывает выдающийся режиссер, лауреат Ленинской и Государственных премий, народный артист СССР Борис Александрович Покровский.

Книга адресована юному читателю и может быть использована в качестве пособия на уроках эстетики и музыки в школах, лицеях и гимназиях.

Искусство танца: История. Культура. Ритуал. / С.Н. Худеков. — М. : Эксмо, 2010. — 544 с. : ил. — (Библиотека мирового искусства).

Блестящая книга, написанная известным журналистом, литератором, драматургом, искусствоведом и издателем С.Н. Худековым, — приглашение к увлекательному путешествию в историю танца как вида искусства, где автор выступает надежным и квалифицированным проводником. Автор книги был лично знаком с выдающимися танцовщиками и балетмейстерами XX века, написал несколько либретто к постановкам М.И. Петипа, создал прекрасный роман «Балетный мирок», собрал уникальную коллекцию редчайших рисунков, фотографий и документов по истории балета. Его незаурядные знания, многолетний опыт и многогранные дарования самым удачным образом сложились под переплетом этой книги. Это иллюстрированное издание станет прекрасным подарком для тех, кто изучает искусство пластики и танца.

Звезды русской сцены. / Г.Н. Добыш. — М. : Дет лит., 1992. — 174 с.: фотоил.

Книга о жизни и творчестве выдающихся русских актеров XIX столетия: М.С. Щепкина, П.С. Мочалова, В.А. Каратыгина, П.М. Садовского, М.Г. Савиной, М.Н. Ермоловой, с именами которых связано становление и развитие русского реалистического театра.

Три века русской сцены : Кн. 2. Советский театр. Кн. для учащихся ст. классов / А. Г. Моров. — М. : Просвещение, 1984. — 335 с., ил.

Книга представляет собой серию очерков по истории советского драматического театра с 1917 по 1980 г. В популярной форме автор раскрывает художественно-эстетическое своеобразие творческого наследия и современной практики крупнейших мастеров советской театральной сцены: актеров, режиссеров и драматургов.

Первая часть книги того же названия вышла в 1978 г.

В мире театра / Т.А. Еремеева. — М. : Искусство, 1984. — 239 с., 32 л. ил., 1 л. портр.

Народная артистка РСФСР Т.А. Еремеева — одна из ведущих актрис Малого театра. Среди ее лучших сценических образов, памятных зрителям разных поколений, Виола — Себастьян в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Бекки Шарп в «Ярмарке тщеславия» Теккерея, Гурмыжская в «Лесе» Островского, Софья Андреевна Толстая в «Возвращении на круги своя» Друцэ. В главах книги, посвященных 30-м годам и первым годам войны, Т.А. Еремеева рассказывает о своей работе на периферии, о людях периферийного театра. Вторая часть книги посвящена Малому театру, его замечательным мастерам — актерам и режиссерам. Интересны размышления автора об искусстве актера, описания работы над наиболее значительными ролями.

Мои воспоминания : В 2-х т. Т 1. Лавры. Странствия. / С.М. Волконский. — М. : Искусство, 1992. — 399 с.

С.М. Волконский, внук декабриста, наследник богатейшей культурной традиции, один из выдающихся деятелей русской культуры, живший с 1921 г. в эмиграции, оставил огромное литературное наследие, практически неизвестное советскому читателю.

«Мои воспоминания» принадлежат к вершинам русской мемуаристики. В первый том вошли две части. «Лавры» посвящены театральным впечатлениям автора и его деятельности на посту директора императорских театров. «Странствия» воссоздают панораму культурной жизни Европы рубежа веков, включают они также впечатления автора от его путешествий в Америку, Африку, Японию, юго-восточную Азию.

Декабристы и театр / Н.В. Королева. — Л. : «Искусство», 1975. — 264 с.

В книге прослеживаются многосторонние связи декабристов с театром, рассматривается драматургическая, критическая и театрально-педагогическая деятельность декабристов, их театральная эстетика. Автор освещает театральные взгляды К. Рылеева, Н. Тургенева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера, П. Катенина, Ф. Глинки, Д. Баркова и др.

Книга рассчитана на театроведов, литературоведов, историков.

Маска и душа / Ф.И. Шаляпин. — М. : Вагриус, 1997. — 319с.: ил. — (Мой XX век).

Прошло почти шестьдесят лет со дня смерти Федора Ивановича Шаляпина, но интерес к его личности и творчеству не ослабевает, слава его не меркнет. Он продолжает оставаться эталоном оперного певца, образцом для подражания, кумиром миллионов людей, которые родились гораздо позже его кончины, гордостью российской и мировой культуры.

Кроме многочисленных сценических масок, у Шаляпина существовала еще одна — маска человека, благополучного во всех отношениях, баловня судьбы. Таким воспринимала его Европа после эмиграции певца из России. И лишь в воспоминаниях, впервые вышедших в Париже в 1932 году, он написал о горьком хлебе изгнанника, о тоске по Родине, о своей душе, которую не удосужились понять слишком многие...

Шаляпин на Кавказе / Б.М. Розенфельд. – Пятигорск : СНЕГ, 2010. — 224 с.: ил.

Нет имени более популярного и любимого, чем Ф.И. Шаляпин.

Читателям предлагается книга очерков о творческом и жизненном пути артиста. Особое внимание уделено кавказским страницам его биографии. Кто-то точно заметил, что Шаляпин «для жизни рожден был Казанью, для сцены Кавказом рожден». В книге подчеркнуто особое влияние поэзии Лермонтова на творчество певца, раскрыта многогранная деятельность артиста, художника, поэта, музыканта. Рассказано о дружбе, встречах, увлечениях, способностях и любить и быть любимым. Много фактов было разыскано на забытых страницах журналов и газет, прослежено, как артист постепенно покорял театральные подмостки мира. Не забыто о его благотворительности и душевной щедрости.

В книге представлен богатый иллюстративный материал — документальный и художественный.

Книга обращена к широкому кругу читателей, для которых интересен и дорог бессмертный образ Шаляпина.

Елена Образцова / Р. Шейко. — М. : Искусство, 1984. — 352с.: ил., 4л. ил.

Эта книга — рассказ о жизни и творчестве всемирно известной певицы, народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии Е.В. Образцовой. В течение нескольких лет автору книги Рене Шейко довелось непосредственно наблюдать работу Образцовой, присутствовать на ее репетициях и занятиях со студентами консерватории, посещать ее концерты и спектакли. В книге подробно описана работа певицы с композитором Г.В. Свиридовым над циклами его вокальных произведений, занятия с концертмейстером В.Н. Чачава и подготовка с ним концертных программ, выступления с Московским камерным хором под управлением В.Н. Минина и с Камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением В.Т. Спивакова. В авторское повествование органично включены беседы с Образцовой и ее дневниковые записи. Певица рассказывает о своих учителях, педагогах Ленинградской консерватории А.А. Григорьевой и А.Н. Кирееве, о работе со своим первым концертмейстером А.П. Ерохиным, о совместных выступлениях на сцене Большого театра с Т.А. Милашкиной, Е.Е. Нестеренко, В.А. Атлантовым, З.И. Анджапаридзе и другими. Многие дневниковые записи Образцовой посвящены описанию работы над партиями русской и западной оперной классики — Марфы, Любаши, Графини, Марины Мнишек, Шарлотты, Азучены, Кармен. Большое место занимает рассказ о творческих встречах с зарубежными музыкантами — крупнейшими дирижерами Г. Караяном, К. Аббадо, Ж. Претром, знаменитыми оперными артистами М. Кабалье, Р. Скотто, А. Краусом, П. Доминго и другими. Книга включает большое количество иллюстраций. Известный фотожурналист В.А. Генде-Роте снимал Образцову в течение многих лет. Это дало возможность создать своеобразный фоторассказ о жизни и деятельности певицы, дополняющий и развивающий основные темы повествования. Со страниц книги встает облик беспокойного художника с его радостями, тревогами и надеждами, для которого искусство, театр — сама жизнь, смысл существования.

100 великих мастеров балета / Д. Трускиновская. — М. : Вече, 2010. — 432 с. — (100 великих).

Известно, что балет родился в Италии в XVI веке. Вначале это были танцевальные сценки и эпизоды в музыкальных и оперных представлениях. Во Франции, привезенный из Италии, новый жанр становится частью придворной театральной культуры и превращается в пышные торжественные зрелища, основу которых составляют народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Второе свое рождение балет пережил во второй половине XVIII века благодаря реформам французского балетмейстера Жана Новера, который создал новый вид балетных спектаклей.

Новая книга серии рассказывает о ста наиболее знаменитых и прославленных мастерах мирового балета.

Майя Плисецкая. / M. Баганова. – Москва : ACT, 2014. – 288с.

Перед вами биография Майи Плисецкой, женщины удивительной, неповторимой судьбы, ставшей одним Из символов XХ века. Символом смелости, стойкости и стремления к свободе. Она проявила себя как блестящая танцовщица — исполнительница классических партий, затем — одной из первых в Советском Союзе стала танцевать балеты модерн, снималась в кино, работала моделью и даже манекенщицей.

Вот уже более полувека она является музой и женой одного из самых талантливых композиторов современности — Родиона Щедрина. Ее творчеством вдохновлялся модельер Пьер Карден, ей посвящал стихи поэт Андрей Вознесенский, назвавший балерину «адской искрой»; балетмейстер Морис Бежар именовал ее «гением метаморфоз»; художник Марк Шагал зарисовывал балетные позы Плисецкой, чтобы позже использовать ее дикую грацию для создания шедевра...

Рудольф Нуреев. Автобиография. — М. : «Аграф», 1998. — 240 с.

Биографические заметки легендарного танцовщика XX века Рудольфа Нуреева были надиктованы им вскоре после того, как он попросил политического убежища на Западе. В них артист рассказывает о детстве, о своих первых шагах в искусстве — вначале в Уфе, затем в Ленинграде, о причинах, приведших его к эмиграции.

Факты, изложенные в автобиографии, и их осмысление автором по-новому высвечивают творческую личность одного из наиболее значительных художников нашего времени.

На русском языке книга издается впервые.

Секрет Любимова / Валерий Золотухин. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 480 с.: ил. — (Роман с театром).

Один из героев и бесспорных символов легендарной Таганки — Валерий Золотухин, «таганский домовой», — вел дневники всю жизнь. Особое место в записях актера занял режиссер — Юрий Любимов, который прославил театральное дело России, сделал Театр на Таганке «любимым приютом интеллигенции и думающей молодежи».

Драматическая история Таганки в книге «Секрет Любимова» стала фоном, на котором разворачивается главное действо — попытка разгадать тайну гения. Ревнивого к успехам своих актеров, беспощадного «зверя подмостков», тирана и деспота, вдохновенного манипулятора — с уходом которого труппа почувствовала себя осиротевшей, а возвращения так и не приняла... К разгадке этой тайны Золотухин, пожалуй, подошел ближе всех, призвав в свидетели и соучастники Владимира Высоцкого, Аллу Демидову, Николая Губенко — и других гениальных таганских актеров. Ведь понять гения способен только другой гений.

Ставропольскому Государственному театру оперетты 70 лет / А.Н. Коваленко, Е.Д. Куджева, Н.Б. Вагнер. – Пятигорск : Вестник Кавказа, 2009. — 190с.: ил.

Эта книга о Ставропольском краевом театре оперетты, которому в 2009 году исполнилось 70 лет. Она создана на основе обширного документального материала, воспоминаний и личных бесед.

Театр оперетты, где всегда звучит музыка, впитал в себя судьбы людей далеких и близких эпох. Он — главный герой повествования — «романа о театре». В книге раскрыты, человеческие судьбы, высокие порывы и стремления, удачи, поражения и вновь успех. Ещё один герой книги — это уникальное здание театра. В его истории как в капле воды отражается жизнь Пятигорска за последние 95 лет — от энтузиазма городских жителей, построивших Всесословный клуб, через годы Гражданской и Великой Отечественной войны до наших дней.

Театральная площадь : Очерки / Л. Гаккель. — Л. : Советский композитор, 1990. — 168 с., с ил.

Известный ленинградский музыковед, профессор, доктор искусствоведения Л.Е. Гаккель воссоздает в своей книге духовный мир Театральной площади — места, связанного с богатейшими традициями отечественной культуры. Охватывающая обширный исторический материал, начиная с конца XVIII века и вплоть до наших дней, книга создает целостное представление об одном из старейших музыкально-художественных центров страны.

Предназначается для широкого круга читателей.

Театр кукол : [Альбом] / С.В. Образцов. — М. : Планета, 1980. — 177с.: ил.

Загадки Терпсихоры / И.П. Дешкова; Худож. В. Косорукое. — М. : Дет. лит., 1989. — 54 с.: ил.

На примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в книге рассказывается о балете, как виде искусства, о процессе создания спектакля, о тех, кто в нём участвует.

Ленком — мой дом. Лицедейство без фарисейства. Мое режиссерское резюме / Марк Захаров. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 512 с.: ил. — (Свидетель эпохи).

Марк Захаров, бессменный руководитель театра Ленком с 1973 года, выступает в этой книге в непривычной для прославленного режиссера роли — роли зрителя. Искушенного, умного и слегка ироничного — особенно по отношению к... самому Марку Захарову.

Эта книга о том, как Захаров «случайно» стал режиссером. И о тех людях, которые его режиссером сделали, и о тех, кого актерами делал уже он. О том, что происходит в свете рампы и за кулисами. О том, как Захаров творил Ленком, а Ленком — Захарова. О том, как Ленком выплеснулся за пределы театральной сцены — на экраны кино и телевизоров, на улицы города, страны, всего мира...

Занавес поднимается. Добро пожаловать в мир Марка Захарова. В мир лицедейства без фарисейства.

Корабль плывет / Николай Караченцов. — М. : ACT: Зебра Е, 2007. — 478, [2] с., 80 л. ил. — (Актерская книга).

Жизнь Николая Караченцова в один день, 28 февраля 2005 года, после страшной автокатастрофы, остановилась и сделала резкий поворот...

От бешеного ритма, от репетиций в театре, работы на радио, съемок на телевидении, все пришло к одному: выжить или не выжить. Оглядываясь назад на эти два с лишним года, трудно представить, что все это пройдено... Он поднялся из мертвых, а дальше началась работа по восстановлению Надо снова войти в эту жизнь...

Люди гибнут, потому что не видят выхода. Им кажется, что все кончено. Но оказывается, это далеко еще не все. Многое еще впереди, жизнь продолжается. Да, цирк сгорел, но ведь клоуны живы, они продолжают творить... Вот и в нашей с Колей жизни произошло чудо. Когда казалось, что все кончено, что ничего уже не будет, произошло почти невероятное, и мы теперь постепенно возвращаемся к нормальной жизни. Я уверена, что Коля будет еще сниматься, что он вернется к своему творчеству. И Коля в этом уверен. Предстоит еще сделать очень много, и мы это сделаем. Нам помогают его друзья, нам помогают десятки людей... Корабль плывет.

Людмила Поргина

«Сивый мерин» / Андрей Мягков. — М. : Зебра Е: ACT, 2008. — 368 с. — (Актерская книга).

Роман-детектив, написанный знаменитым актером, с кинематографической точностью представляет героев на изломах Эпохи.

Прикосновение к чуду / Олег Табаков. — М. : ACT: Зебра Е, 2008. — 352 с., 48 с. вкл. — (Актерская книга).

«Современник», «Табакерка», МХТ им. А.П. Чехова.

Это вехи яркой и единственной творческой биографии в российском театре.

Это – биография Олега Табакова, актера, педагога, режиссера, театрального и общественного деятеля — нашего современника.

Актерская книга / М.М. Козаков. — М. : Вагриус, 1997. — 430с: ил. — (Мой ХХ век).

“Для чего наш брат актер пишет мемуарные книги?” – задается вопросом Михаил Козаков и отвечает себе и другим так, как он понимает и чувствует: “Если что-либо пережитое не сыграно, не поставлено, не охвачено хотя бы на страницах дневника, оно как бы и не существовало вовсе. А так как актер профессия зависимая, зависящая от пьесы, сценария, денег на фильм или спектакль, то некоторым из нас ничего не остается, как писать: кто, что и как умеет. Доиграть несыгранное, поставить ненаписанное, пропеть, прохрипеть, проорать, прошептать, продумать, переболеть, освободиться от боли”. Козаков написал книгу-воспоминание, книгу-размышление, книгу-исповедь. Автор порою очень резок в своих суждениях, порою ядовито саркастичен, порою щемяще беззащитен, порою весьма спорен.

Но всегда безоговорочно искренен.

Версия для слабовидящих