«Мир музеев»
Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию книжную выставку «Мир музеев», приуроченную к Международному дню музеев.
18 мая вся мировая культурная общественность отмечает Международный день музеев. Впервые этот праздник отметили в 1977 году по решению Генеральной конференции Международного совета музеев. С помощью музеев общество познает свою историю, знакомится с культурным наследием и растет духовно.
Слово «музей» происходит от греческого «мусейон», что означает «храм музы». С ХVIII века музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни.
Как всякое подлинное искусство, музеи пробуждают в людях интерес к прекрасному, рождают стремление к его познанию. Переходя в музее из одного зала в другой, мы словно перелистываем страницы книги искусства, вбираем в себя новые впечатления, чтобы стать богаче духовно.
В этом году исполняется 250 лет со дня основания Государственного Эрмитажа, который принадлежит к числу крупнейших музеев современности наравне с Лувром, музеями Метрополитен и Британским. Он является музеем истории мировой культуры и хранит около 3 млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. Эрмитаж – это огромный культурный лабиринт, уникальный и по форме и по содержанию. А находится он в центре Петербурга, принимающий ежегодно не менее трех с половиной миллионов посетителей из всех стран мира и продолжающий расти и развиваться, приумножая свои коллекции.
Меняется мир, в котором мы живем, — меняются и музеи. «Каждое произведение искусства неизбежно должно носить на себе печать своего времени», — говорил П.И. Чайковский. Но неизменным в музее остается главное — то, что создавалось замечательными мастерами на протяжении многих столетий и что сегодня, и завтра, и всегда будет представать перед глазами миллионов зрителей.
Авторы книг предлагают вам познакомиться с высокими достижениями культуры человечества, постигнуть чудесный мир творений мастеров прошлого.
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца».
Микеланджело
«Музеи – всем доступные хранилища изящных искусств, приносящие многим пользу, всем – удовольствие».
П. М. Третьяков
«Музеи – сокровищницы шедевров изобразительного искусства.
Произведения живописи, графики, скульптуры открывают перед
зрителем сложный мир человеческих переживаний».
О. И. Сурмина
Представленная литература:
Сокровища музеев России / И. О. Сурмина, Т. В. Титкова. — М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. — 480 с.
Книга рассказывает о шедеврах изобразительного и прикладного искусства, хранящихся в знаменитых музеях России. Богатейший иллюстративный материал познакомит читателя с признанными, а также редчайшими экспонатами Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Лушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Оружейной палаты, Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, Научно- исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея Востока. Издание также содержит справочный материал об истории музеев, авторах шедевров и их произведениях. |
|
Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России / В. И. Соколова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 344 с.: ил. Храмы, монастыри, иконопись — это наше наследие, Душа России, сохраняющая память об историческом пути страны. Эта Книга о православной Руси. Ее автор — краевед В. И. Соколова рассказывает о религии как консолидирующей силе, направлявшей людей на путь духовного совершенствования* способствовавшей развитию русской культуры, воодушевлявшей народ на защиту Отечества, Автор выражает надежду на то, что, познакомившись с историческими духовными традициями предков, современный читатель почувствует потребность жить с Богом в душе. Яркий, выразительный язык, увлекательность сюжетов, прекрасные иллюстрации делают книгу чрезвычайно интересной для преподавателей, учащихся общеобразовательных школ, а также студентов высших учебных заведений и всех тех, кто интересуется данной темой. | |
Величайшие музеи мира / А.Ю. Низовский. — М.: Вече, 2008. — 400 с. В книге представлены около трехсот музеев из различных стран мира. Речь идет не только об известнейших музеях и галереях, но и редких, уникальных, — таких как Лондонский музей детства, где представлены игрушки всех времен и народов; Музей рок-н-ролла в Кливленде, который стал меккой для поклонников современной музыки; музей «Дом Корана» —единственный в мире, посвященный исключительно священной книге мусульман и произведениям искусства, вдохновленным Кораном. Живым, доступным языком рассказывается об истории музеев, а также о том, какое место занимают они в мировой культуре. | |
100 великих музеев мира. Автор-составитель Н.А. Ионина — М.: Вече, 1999, 512 с. (100 великих) Книга, продолжающая популярную серию «100 великих», рассказывает об истории зарождения музейного дела, о том, как частные коллекции страстных собирателей и меценатов превращались в великие музейные собрания. В ней собран материал о музеях древних и совсем молодых, всемирно известных и еще не ставших самыми знаменитыми. Читатель книги совершит путешествие в Афинский акрополь и Помпеи, Ватикан и Лувр, Дворец Дожей и Эскориал, Кунсткамеру и Петродворец, в Эрмитаж и Алмазный фонд России. | |
Эрмитаж: [ путеводитель] / Утехина Е. Н. – М.: Эксмо, 2012.— 328 с.: ил. — (Оранжевый гид). Эрмитаж — огромный, очень сложно устроенный музей. Но с «Оранжевым гидом» вы можете не опасаться, что заблудитесь в дворцовых лабиринтах или не увидите самого главного. Это очень подробный путеводитель нового поколения, с которым удобно и легко ориентироваться в музее. Из 15 предложенных маршрутов вы точно найдете те, которые вас больше всего заинтересуют. Прогулка по парадным залам и личным покоям Зимнего дворца раскроет перед вами увлекательные истории из жизни резиденции русских монархов. Хотите увидеть шедевры живописи? Выбирайте, куда отправиться, — Франция, Италия, Испания. Голландия... Вы не пропустите главные экспонаты коллекции и узнаете историю каждого из них. С путеводителем вы будете чувствовать себя как с приятелем, который много знает об Эрмитаже и умеет рассказать о нем живым, выразительным языком. Он знает много исторических анекдотов и баек, и с ним гулять по музейным залам будет не только познавательно, но и весело. | |
Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.— 2-е изд., стереотип.— СПб.: Лениздат, 1999.— 334 с., ил. Автор книги доктор исторических наук А.П. Павлов (Крюковских) рассказывает об истории храмов Санкт-Петербурга, их роли в формировании художественного облика города, особенно в первые десятилетия его застройки. Лучшие отечественные и европейские архитекторы — Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, С.И. Чевакинский, И.Е. Старое, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, О. Монферран и многие другие — принимали участие в их строительстве. В книге говорится о трагической судьбе многих храмов, об уникальных интерьерах и произведениях искусства, их возрождении в наши дни. Приведены фотографии и гравюры утраченных и уцелевших построек. Книга снабжена развернутым резюме на английском языке. | |
Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.— 2-е изд., стереотип.— СПб.: Лениздат, 1999.— 318 с., ил. Книга представляет собой краткий художественно-исторический очерк развития дворцовой архитектуры Санкт-Петербурга и его окрестностей, созданной выдающимися зодчими России XVIII—XIX веков. | |
Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих галерей и музеев. — М.: Вече, 2005. — 464 с., ил. (16 с.) (Золотая коллекция «100 великих») Новая книга из «Золотой коллекции «100 великих»» является своего рода популярной энциклопедией мирового музейного дела. Она рассказывает о том, как частные коллекции страстных собирателей и меценатов превращались в великие музейные собрания, как государственные деятели России, Европы, Америки, стран Востока заботились о просвещении сограждан и сохранении культурного наследия для будущих поколений, создавая новые галереи, хранилища, выставочные залы. В ней собран материал о музеях старинных и относительно молодых, всемирно известных и еще не ставших знаменитыми, но уже достойных внимания публики. Читатели совершат путешествие в галереи Уффици, Питти, Тэйт, в Ватикан и Лувр, Дворец дожей и Прадо, в Кунсткамеру и Алмазный фонд России, в Вавельский замок и мюнхенскую Пинакотеку, в музеи Ближнего и Среднего Востока, Африки и Китая... | |
Ионина Н.А. 100великих дворцов мира. — М.: Вече, 2002. — 480 с. (100 великих) Популярную серию «Сто великих» продолжает книга, посвященная самым выдающимся дворцовым сооружениям разных стран и народов. Читателя ждут встречи с такими шедеврами мировой архитектуры как дворец царя Соломона, «Золотой дом» Нерона, Виндзорский замок, замок графа Дракулы, фонтаны Версаля, царский дворец в Ливадии, Зимний дворец... | |
100 знаменитых памятников архитектуры / Е. Васильева, Ю. Пернатьев. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 510, [1] с. — (100 знаменитых).
У каждого выдающегося памятника архитектуры своя судьба, неотделимая от судеб всего человечества. Египетские пирамиды, древнегреческие святилища, византийские храмы, рыцарские замки, соборы Новгорода, Киева, Москвы, Милана, Флоренции, дворцы Пекина, Версаля, Гранады, Парижа... Начиная с древнейших времен, люди стремились создать на обитаемой ими территории такие сооружения, которые отвечали бы своему высшему назначению, будь то крепость, замок или храм. В эту книгу вошли рассказы о ста знаменитых памятниках архитектуры — от глубокой древности до наших дней. |
|
Сто великих музеев мира / Михаил Кубеев. — М.: Вече, 2011. 256 с.: ил. (Иллюстрированная коллекция). В книге «100 великих музеев мира» представлены наиболее знаменитые музеи, хранители мировых художественных сокровищ. Это Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Галерея Старых мастеров в Дрездене, Третьяковская галерея в Москве и Метрополитен в Нью-Йорке, Британский Музей в’ Лондоне и Лувр в Париже и многие другие. Среди естественно-научных музеев — Пейджмьюзеум в Лос-Анджелесе, Музей Мирового океана в Калининграде, Музей естественной истории в Канаде. Читатель познакомится с музеями техники и вооружения, а также с необычными музеями, чьи экспозиции вызывают не только интерес, но и улыбку В книге свыше 600 иллюстраций. Рассчитана на массового читателя. | |
Федорец, А.И. Павел Третьяков/ Анна Федорец. — М.: Вече, 2011. — 432 с.: ил. — (Великие исторические персоны). Фигура всемирно известного создателя галереи странным образом прячется в тени своего детища. Посвященные Третьякову книги, статьи, телепередачи с жаром рассказывают о художниках, которым он покровительствовал, о картинах, им приобретенных, о том, как продолжала существовать Третьяковка после смерти ее создателя. При всем обилии посвященной П.М. Третьякову литературы кажется, что неведомый художник набросал легкими штрихами его образ, взялся было за краски — но так и не докончил картины, не расцветил ее яркими красками индивидуальности, не вдохнул в нее Божью искру души... Разумеется, говоря о Третьякове, нельзя обойти вниманием то, что представляло для него цель жизни — создание коллекции картин в Лаврушинском переулке. Однако основную свою задачу автор видит в том, чтобы с опорой на документальные свидетельства показать читателю многогранную личность, какой был Павел Михайлович Третьяков. | |
Самин Д.К. 100 великих памятников — М.: Вече, 2001. — 480 с. (100 великих) Ничто не может лучше характеризовать различные эпохи мировой истории, чем памятники, которые созданы руками гениальных скульпторов и архитекторов. И не важно, знаем мы их имена или нет. Книга «100 великих памятников» рассказывает о самых выдающихся памятниках: от Сфинкса и Венеры Милосской до Триумфальной арки в Париже и памятника «Тысячелетие России». | |
Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. — М.: Вече, 2000. — 512 с. (100 великих)
История великих храмов мира непосредственно связана с историей религии в целом. Во все века люди отводили специальные места для молитв и жертвоприношений. Эти места украшались всеми доступными способами, соответствовавшими этапам духовного развития человечества. Книга «100 великих храмов мира» рассказывает о самых выдающихся, вошедших в сокровищницу мирового искусства, памятниках основных мировых религий, начиная со времен Древнего Египта и до наших дней. |
|
1000картин великих художников / Пер. с англ. — М.: ЗАО «БММ», 2008. — 44 с.: ил.
В художественном наследии человечества имена многих тысяч художников и не поддающееся подсчету количество картин. Выбрать 1000 шедевров из этого «живописного моря» нелегкая задача. Авторы данной книги постарались охватить все направления западной живописи и представить наиболее интересные картины самых выдающихся художников. Эту книгу надо не только читать, но и разглядывать иллюстрации, .изучать их, сопоставлять и, конечно же, получать эстетическое наслаждение. От раннего ренессанса, через барокко и романтизм к кубизму, сюрреализму и поп-арту, эти канонические работы западных мастеров охватывают восемь веков и обширный спектр сюжетов. Здесь представлены религиозные и скандальные картины, минималистские и напыщенные, авангардные и обычные. Это картины, которые передают чувства одной эпохи и возвещают о начале новой. Произведения искусства, которые сразу же были признаны гениальными, и те, которые поначалу не нашли признания. Все они передают дух своего времени и по-своему способствовали тому, как менялись взгляды на искусство, до какой степени искусство отражало реальность и до какой степени изменяло ее. Собранные вместе, эти великие полотна раскрывают предпочтения и внутренний мир наших предшественников, дают возможность решить, какие картины нашей эпохи в конечном итоге тоже станут каноническими. |
|
Дворец Александра Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, был в 1-й четверти XVIII века центром политической, культурной и светской жизни Петербурга. Этот дворец (ныне филиал Государственного Эрмитажа), расположенный на берегу Невы. был первым каменным зданием молодого города. В его конструкции, внешнем облике оригинально сочетаются элементы западноевропейской архитектуры и традиционного русского зодчества.Во вступительной статье рассказывается об истории строительства и реставрации дворца. Иллюстративный ряд сопровождается текстом, содержащим самые разнообразные сведения. Авторы не ограничиваются анализом художественно-пластических особенностей архитектуры дворца, его декора, находящихся в нем произведений искусства. Текст насыщен также богатым историко-культурным материалом; приводятся выдержки из документов XVIII века, из дневников самого Меншикова. Все это позволяет ощутить стиль жизни петровского времени, почувствовать стремительный темн свершавшихся перемен. | |
По старой Москве. — М.: Агентство «ФАИР», — 1997. — 432 стр., ил. Книга приурочена к юбилейной дате 850-летию Москвы и не только знакомит читателя с нашей древней столицей, но и заставляет полюбить ее, ибо Москва принадлежит к числу тех городов, которые «не привлекают сразу, а покоряют лишь постепенно, требуя к себе внимательного и проникновенного отношения». Для широкого круга читателей. | |
Кириченко Б.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII—начала XX века. — М.: Издательство «Галарт»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997, — 432 с., ил. В книге известногоисследователя впервые раскрываются особенностивозникновения и исторического бытования такого своеобразногоявления в отечественной культуре как русский стиль.Автор рассматривает его в контексте общего развитияроссийскогообщества и русской культуры. | |
Дома мира / ред. группа: М. Аксёнова, О. Мироненко, Е. Евлахович и др. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. — 180, [4] с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). Книга посвящена самым красивым и знаменитым зданиям мира. У каждого из них своя история, порой полная драматических и неожиданных событий, повествующая о том, как и какими людьми оно было создано, какие изменения оно претерпевало — за годы, десятилетия и даже века. С этой книгой читатель совершит увлекательное путешествие по самым известным домам мира — современным и не очень, он может почувствовать их неповторимые ауру и шарм, проникнуться атмосферой легенд и загадок, которые они таят. Всевозможные здания, служащие различным целям, это — не только соединение передовых технических и эстетических достижений каждой эпохи, но и свидетельство того, какой может быть планета, когда рука об руку идут талант, вдохновение и красота. Книга, в которой читатель найдёт информацию о лучших творениях архитекторов разных веков, предназначена для широкой аудитории. | |
Храмы. Монастыри / ред. группа: Т. Каширина, Е. Дукельская, Е. Ананьева. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые).
Мир храмов и монастырей совершенно особый и ни с чем не сравнимый. В нём человек способен утолить извечную жажду воссоединения со Священным. Это своего рода зримый образ иного измерения человеческого существования, который, по словам Андрея Белого, даёт возможность всмотреться в «дали иного бытия». На протяжении столетий храмы и монастыри создаются как эталоны красоты и соразмерности, образы Божественной славы и творения, модель мироздания. Они строятся в самых прекрасных и уникальных уголках Земли; их проектируют, возводят и декорируют лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Храмы и монастыри предстают не только как собрания уникальных шедевров мирового искусства, но и как хранители религиозных святынь. Монументальные И миниатюрные, величественные и простые, они по сути воплощают покой, мир и чистоту, служат убежищем от суеты и хаоса. Именно здесь Бог встречает человека и человек возвращается к самому себе. Среди авторов книги — ведущие искусствоведы, историки и философы. Книга предназначена для широкого круга читателей. |
|
Самые красивые места Москвы / ред. группа: И. Меркина, Е. Евлахович, Е. Сучкова и др. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009. — 180, [4] с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые).
Энциклопедия «Самые красивые места Москвы» — это увлекательное путешествие в пространстве и во времени, по улицам, площадям и бульварам российской столицы. Вместе с авторами читатель поднимается на крыши высотных зданий и спускается в подземные дворцы метро, погружается в далекое средневековье и вспоминает события последних десятилетий. История и современность города предстают запечатленными в камне и металле, старинных легендах и рассказах очевидцев, судьбах людей и архивных документах. Книга не только увлекательно написана, но и прекрасно иллюстрирована. Замечательные фотографы представили нам разные уголки Москвы как в традиционных, так и в самых неожиданных ракурсах. В книге использованы также репродукции, гравюры и материалы фотохроники. Сделанная со вкусом и любовью, энциклопедия «Самые красивые места Москвы» станет отличным подарком для читателей всех возрастов. |