Виртуальные выставки

МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки

«Не гаснет памяти свеча»

       Представленная литература :

Симонов, К. Военная лирика / Константин Симонов. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1972. -126с.

Элегическое стихотворение «Жди меня» (1941) — самое известное стихотворение военных лет, десятками композиторов оно положено на музыку. Война отображается в призме личных отношений, обострения родственных и любовных чувств. Повтор сакрального «Жди» звучит как молитва: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, / Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера...» Вместе с тем, в стихотворении доминирует уверенность в грядущей встрече, а значит и уверенность в победе. Также всенародное признание имело (и имеет) стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), построенное как воспоминание и как разговор по душам с другом – поэтом А. Сурковым, автором другого известного стихотворения военных лет, ставшего песней «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь...»). Выразительно слово «встарь»: перемогли, переможем! Отсюда проистекают гордость лирического героя за свою Родину, за свой народ и уверенность в победе, отсюда мажорный финал: «Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — /Не дом городской, где я празднично жил, / А эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил».

Твардовский, А. Василий Теркин / Александр Твардовский. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 352с.: ил.

Поэма «Василий Теркин» — центральное произведение Твардовского о войне. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года, и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в том же 1942 году. Двадцать девять глав создавались все фронтовые годы. Характерен подзаголовок-обобщение: «Книга про бойца». Здесь создан обаятельный характер рядового солдата, человека-патриота, на которого можно положиться и в труде, и бою, душевного, не унывающего, искусного рассказчика, умеющего своим оптимизмом облегчать тяготы военных испытаний.

Леонов, Л. В годы войны и после. Повесть, пьесы, публицистика \ Леонид Леонов. – Ставрополь : книжное издательство,1974. – С.134-208

Пьеса «Нашествие» написана с декабря 1941 по апрель 1942 года. Леонид Леонов – один из драматургов военного времени, с обжигающей силой показал трагическую картину общенародной беды, принесенной вражеским вторжением в мирную жизнь советских людей. Сюжет пьесы: Маленький советский городок. Накануне прихода в этот город немецких войск в него возвращается Федор Таланов, сын местного врача-интеллигента, отсидевшего в лагере. Ему никто не доверяет: ни знакомые, ни родные. Его практически выгоняют из родного дома. После захвата города немцами на его территории начинают происходить террористические акты против немецких захватчиков…

Симонов, К.М. Русские люди: пьеса / В кн.: Симонов, К.М. Собрание сочинений. В 10-ти т. – М. : Худож. лит., 1979. – Т.2. – С.441-503

В основе сюжета пьесы – судьба небольшого отряда, попавшего в окружение, отрезанного от своих и продолжающего сражаться, несмотря на нехватку питьевой воды, оружия, гибель товарищей. Командир отряда Сафонов, военфельдшер Глоба, шофер Валя Анощенко, 62-летний ветеран трех войн Васин, военкор Панин, политрук Ильин – тщательно выписанные автором очень разные характеры.

По прошествии десятилетий, возвышенная простота «Русских людей» волнует и трогает сердца не меньше, чем в то тяжелое, горестное время, когда смерть была обыденностью.

Платонов, А. Броня: рассказ / В кн.: Платонов, А. П. Рассказы о войне. – М. : Правда,1986. – С.17-28

Рассказ короткий. Всего 10 страниц. Но какую интересную историю за это время успевает поведать автор.

На дворе 1942 год. Главный герой Семен Васильевич Саввин вместе со своим спутником, от лица которого ведётся повествование, отправляется на поиски спрятанных документов, описывающих способ производства высокопрочного металла. Путь их сложен и опасен, потому что документы находятся на территории, оккупированной немцами. Но главный герой и его спутник отправляются в путь без лишних раздумий, ведь стране нужна Победа!

Шолохов, М. Наука ненависти: рассказ / В кн.: Шолохов, М.А. Собрание сочинений в 8-ми т. – М. : Худож. лит., 1986. – Т.7. — С.512-528

Рассказ Михаила Шолохова был написан в июне 1942 года в Камышине и впервые опубликован в газете «Правда» 22 июня 1942 года, спустя ровно год после начала Великой Отечественной войны. Его название ассоциируется с названием военного трактата великого русского полководца Александра Васильевича Суворова «Наука побеждать». Публикацию сознательно приурочили к годовщине начала войны. В реальных условиях отступление советских войск на Кавказе и на Волге, зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко-фашистскими захватчиками над мирным населением и военнопленными, делали бойцов злее и беспощаднее. Этот рассказ стал как бы непревзойдённой по силе звучания военной симфонией стойкости и героизма русского солдата. С ним бойцы насмерть держали оборону, с ним шли в атаку. Такой чести не удостаивалось у фронтовиков ни одно произведение литературы.

Берггольц, О. Ленинградская поэма. Поэмы. Стихотворения / Ольга Берггольц. – Л. : Худож. лит., 1976. – 208с.

В годы Великой Отечественной войны поэтесса Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 года работала на радио, читала стихи, выступала перед публикой в театрах, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942). В 1943 году писала сценарий фильма о бытовых отрядах блокадного города, в итоге переработанный в пьесу «Они жили в Ленинграде». Именно строки Ольги Берггольц  стали лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Корнейчук, А. Фронт : пьеса / Александр Корнейчук. — Л. : Гослитиздат, 1942. – 72с.

 «Фронт» — военная пьеса, написанная в 1942 году, и напечатанная в газете «Правда» за август того же года. Пьеса появилась в период провальной Харьковской операции, когда немцы стремительно овладели Ростовом и Воронежем и уже рвались к Волге и дальше на Северный Кавказ. В центре пьесы – конфликт между командующим фронтом Горловым, прославившимся своей храбростью еще в Гражданскую войну и безнадежно отставшим в понимании войны нынешней, и командующим армией генерал-майором Огневым, руководителем нового типа. Пьеса написана в публицистической манере, в ее диалогах-спорах сталкиваются два противоположных стиля мышления.

Бек, А.А. Волоколамское шоссе : роман / Александр Бек. – М. : Сов. Россия, 1984. – 528с.

Данный роман, одно из центральных произведений в творчестве писателя. Написан он в 1942—1944 годы. Впервые напечатан в 1943 году под названием «Панфиловцы на первом рубеже» в журнале «Знамя». Повествует о подвиге советских солдат и офицеров из 1-го батальона 1073 стрелкового полка 316-й дивизии (впоследствии 8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерал-майора Панфилова, которые сражались и отдавали жизни в схватке с фашистскими захватчиками под Москвой на Волоколамском направлении осенью-зимой 1941 года.

Воробьев, К.Д. Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!.. : повести / Константин Воробьев. – М. : Дет.лит, 1990. – С.125-222

Повесть «Это мы, Господи!..» уникальна. Не только тем, что написана за тридцать дней в условиях подполья в оккупированном немцами Шяуляе. Не тем, что отразила страдания, которые довелось испытать лейтенанту Воробьёву в фашистском плену на себе. И даже не тем, что, написанная в 1943 году, предложенная в первый послевоенный год «Новому миру» и отвергнутая им, была напечатана лишь в 1986 году. Это единственное в нашей военной прозе произведение, целиком посвящённое судьбе русских солдат в условиях немецкого плена.

Толстой, А. Русский характер /Алексей Толстой. – М. : Современник, 1978. – 103с.: ил.

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Главным героем, от имени которого и ведётся повествование является бывалый кавалерист Иван Сударев.

Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер», который был написан в 1944 году. Это история о том, как главный герой, пережив тяжелое ранение на войне, смог преодолеть себя, свои страхи и комплексы и вернуться к полноценной жизни. Настоящую поддержку, любовь и заботу он нашел у близких, не отвернувшихся от него в тяжелую минуту.

Катаев, В. Сын полка : повесть /Валентин Катаев. – М. : Дет.лит., 2003. – 235с.:ил.

Повесть, написанная Валентином Катаевым в 1944 году. Впервые была опубликована в журналах «Октябрь» (1945, №№ 1, 2) и «Дружные ребята» (1945, № 1-8). Широко известна и вызывает отклик в душе каждого читателя. Она задевает за живое, поскольку тема войны всегда болезненна, особенно, когда в центре боевых действий оказываются дети. В то время, когда была написана эта повесть, тема войны и детей еще не раскрывалась так сильно, поэтому произведение вызвало большой интерес. Сюжет повести: Советские разведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.

Джалиль, М. Мои песни : стихи /Муса Джалиль. – М. : Детская литература, 1966. — 206с.

«Моабитские тетради» — самый знаменитый сборник стихов татарского поэта Мусы Джалиля, которые были написаны в 1942—1944 годах поэтом, находящимся в фашистском плену.

Тетради сшиты из разрозненных клочков бумаги. Первая из них содержит 60 стихотворений, вторая – еще полсотни стихов. Всего в Моабитском цикле 91 стихотворение и два отрывка. Была третья тетрадь, но она затерялась среди документов СМЕРШа.

Впервые стихотворения из Моабитских тетрадей в переводе И. Френкеля были опубликованы 25 апреля 1953 года в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Версия для слабовидящих