Виртуальные выставки

МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки

Великий певец великой России

Представленная литература :

ПО ТУРГЕНЕВСКИМ МЕСТАМ ОРЛОВЩИНЫ : Выставка произведений народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина А. И. КУРНАКОВА, Москва, 1979. Выставочный зал Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. – Москва : «Советская Россия», 1982.

Изображение реалистических пейзажей в русской литературе, берущее начало еще от Пушкина, оказало влияние на целые поколения не только писателей, но и художников. Эта демократическая традиция, когда литература и изобразительное искусство, взаимообогащаясь, черпают для себя темы в самой жизни, стала важным источником творчества советских художников Н. М. Ромадина, А. М. Грицая, Е. И. Зверькова, В. М. Сидорова, Л. И. Бродской, Б. В. Щербакова, Б. Я. Ряузова...

Говоря о влиянии творчества Тургенева на русских живописцев, не следует искать каких-либо буквальных аналогий его литературным образам. Естественно, что в искусстве каждый из живописцев исходил из того, что видел, а не из того, что читал. Источником вдохновения для художников, так же как и для Тургенева, являлась сама русская природа.

На выставке «По тургеневским местам», организованной в 1979 году Всесоюзным обществом охраны памятников истории и культуры, московским зрителям была показана большая серия пейзажей народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, орловского живописца Андрея Ильича Курнакова. Его произведения не просто обратили на себя внимание, они стали событием в художественной жизни столицы.

Курнаков известен как художник, работающий в основном в жанре исторической, бытовой живописи и особенно портрета. Его работы, неоднократно экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках. Художник воссоздает в своих полотнах не только внешние приметы нашего современника — человека труда, главное достоинство портретной живописи Курнакова — умение раскрыть духовный, внутренний мир изображаемых им людей.

Спасское-Лутовиново. Государственный заповедник-музей-усадьба И.С. Тургенева. / В.Л. Громов. – Тула : Приок. кн. из-во, 1978. — 24 с.

Буклет знакомит с Домом-музеем и усадьбой великого русского писателя И.С. Тургенева.

Тропа к Тургеневу : Документально-художественная книга о жизни и творчестве И.С. Тургенева / В.В. Афанасьев, П.К. Боголепов; Научн. ред. П.Г. Пустовойт. — М. : Дет. лит., 1983. — 317 с.: 48 л., ил. — (Школьная б-ка).

Книга представляет документально-художественную биографию жизни и творчества И.С. Тургенева, включает подробную летопись основных событий, характеристику ближайшего окружения писателя и словарь к его художественным произведениям. Снабжена большим количеством иллюстраций.

И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. — Л. : Наука, 1982. — 263с. — (Пушкинский дом).

Настоящий сборник выходит в свет в то время, когда уже близка к завершению серия Сочинений этого второго издания Полного собрания сочинений и писем Тургенева и подготовлены к печати первые тома писем. Он создавался в процессе работы над этим изданием и непосредственно параллельно с ней, преследуя более широкие цели, нежели только быть спутником такого большого труда, вновь предпринимаемого издательством «Наука» совместно с Пушкинским Домом АН СССР.

Поэтому читатель найдет здесь и материалы, имеющие непосредственное отношение к изданию, — новые письма Тургенева и письма, к нему обращенные, фрагменты творческих рукописей его, сопровожденные соответствующим комментарием, — и материалы собственно исследовательского характера, проясняющие отдельные узловые и частные моменты писательской деятельности Тургенева, проливающие новый свет на некоторые страницы его биографии, на его взаимоотношения с современниками, характеризующие его роль, в развитии русской и мировой литературы. Завершает сборник библиография литературы о Тургеневе, появившейся за последние годы.

Автор воспоминаний — сестра Софьи Андреевны Толстой — Варвара Николаевна Богданович-Лутовинова, по мужу Житова, была дочерью Андрея Евстафьевича Берса и Варвары Петровны Тургеневой, матери И.С. Тургенева. Она воспитывалась в семье писателя в качестве «приемной дочери» В.П. Тургеневой.

Мемуары В.Н. Житовой охватывают период в 12 лет (1838—1850) — годы молодости И.С. Тургенева, наиболее слабо изученные его биографами. «Воспоминания» дают исчерпывающее представление о матери И.С. Тургенева — одаренной, самобытной, умной, властной и жестокой женщине, несчастливой в личной жизни.

Главная ценность «Воспоминаний» в том, что они рисуют ярко и полно крепостническую среду, из которой вышел И.С. Тургенев и которая навсегда вселила в него ужас и отвращение к крепостному строю.

Написанные живо, увлекательно, «Воспоминания» В.Н. Житовой представляют собой большую историко- литературную ценность и их с удовольствием прочитает широкий читатель.

Книга иллюстрирована редкими фотографиями и рисунками.

И.С. Тургенев и русская литература: Учеб, пособие для студентов пед, ин-тов. / Г.Б. Курляндская. — М. : Просвещение, 1980. — 192 с.

В книге прослежены творческие связи И.С. Тургенева с его великими предшественниками — А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, проведены сопоставления с современниками — Н.С. Лесковым и Л.Н. Толстым.

Художественный мир И.С. Тургенева / С.Е. Шаталов. — М. : Наука, 1979. — 312с. — (АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького).

Художественный мир И.С. Тургенева в его идейно-эстетической целостности и воплощение его в конкретных изобразительных средствах — таков круг проблем, рассматриваемых в книге. Автор прослеживает основные этапы творческого процесса, начиная с социально-политических и исторических условий, в которых зарождался замысел того или иного произведения, и кончая художественными средствами, с помощью которых замысел писателя получал свое образное бытие.

Иван Тургенев. / В.А. Чалмаев. – М. : Современник, 1986. — 308 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности).

Книга посвящена жизни и творчеству великого русского писателя И.С. Тургенева. Обращаясь к биографии писателя, автор прослеживает его взаимоотношения с крупнейшими деятелями отечественной и зарубежной культуры. В исследовании, основанном на непосредственных впечатлениях от поездок автора по «тургеневским местам» на Орловщине, а также во Франции и Италии, возникает многоплановая картина художнических исканий Тургенева. Они, как известно, тесно связаны и со «школой Белинского», и с некрасовским «Современником». На них влияли взаимоотношения с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, споры с Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.И. Герценом, И.А. Гончаровым.

Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Иван Сергеевич Тургенев : Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Ю.В. Лебедев. — М. : Просвещение, 1989. — 207 с.: ил. — (Биогр. писателя).

Автор рассказывает о жизни и творчестве великого писателя, автора классических произведений русской литературы: «Записки охотника», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин» и других. Жизнь и творчество Тургенева предстают в тесной связи с эпохой — с литературно-общественными течениями, острой идеологической борьбой, характерной для 60-х — начала 80-х годов XIX века.

Книгу отличает глубокое проникновение во внутренний мир писателя, тонкий эстетический анализ произведений.

Странный Тургенев (Четыре главы). / В.Н. Топоров. — М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 192 с. — (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 20) .

Вниманию читателя предлагаются четыре больших тематически-смысловых блока из текста, посвященного «странному» (или, метафорически выражаясь, «темному» и даже «ночному») Тургеневу. Это «странное», для многих читателей Тургенева вообще скрытое или лишь слабо подозреваемое и уж во всяком случае, как правило, недооцениваемое (впрочем, не только читателями, но и многими исследователями), особенно отчетливо, даже резко, воспринимается на фоне «нестранного», «привычного» Тургенева — «светлого», «дневного».

Одна из задач предлежащего текста — в том, чтобы очертить (поневоле неполно) объем этого «странного», обозреть формы его проявления как в жизни писателя, так и в его произведениях.(особенно в персонажах, которым Тургенев ссужал свои «странности»), понять характер (если угодно, структуру) этого «странного» и мотивы, которые его вызывают. «Странность» (кстати, слова странный, странно, странное дело образуют, как и у Достоевского, отмеченный элемент его языка, встречающийся достаточно часто, нередко в ключевых местах текста, и, похоже претендуют на роль своего рода «оценочного» квантора), о которой далее пойдёт речь, существенным образом характеризует Тургенева и как человека, и, что в данном случае важнее, как писателя. «Странное» оставляет свой не всеми замечаемый или всерьез принимаемый след на общем портрете Тургенева и в этом смысле оно, противостоя «нестранному» в том же портрете, входит с ним во взаимодействие, без которого невозможно представить полно и подлинно целое образа человека и писателя.

В центре внимания будет именно это «странное», то пребывание-присутствие, более того — парадоксальное бытие «в стороне», в «сторон-нести-странности», которое объясняет и определяет состояние души в ее кризисные моменты и ее проекцию в пространстве текста.

Литературные и житейские воспоминания / И.С. Тургенев; Прим. Л. Сарбаш, Л. Лотман. — М. : Правда, 1987. — 384 с.

Книга замечательного русского писателя И.С. Тургенева (1818—1883) содержит лирико-философские «Стихотворения в прозе», поэмы, «Литературные и житейские воспоминания», а также «Переводы из Г. Флобера».

Ранние метели: Повесть о И.С. Тургеневе / Ю.А. Гаецкий. — М. : Сов. Россия, 1982. — 240 с.

Повесть Ю. Гаецкого «Ранние метели» посвящена в основном юношеским годам И.С. Тургенева. В ней прослеживаются и воссоздаются те эпизоды жизни писателя и тот круг его впечатлений, которые во многом определили творческий облик будущего создателя «Записок охотника». Несмотря на то, что повесть посвящена сравнительно небольшому периоду жизни И.С. Тургенева, перед читателем как бы в сжатом виде проходит вся творческая биография великого русского писателя, человека, чье творчество всегда было освещено высокими идеалами добра и справедливости, сочувствия к человеческим страданиям, любовью к России, писательской чуткостью к общественным и нравственным проблемам своего времени.

Автор этой книги Ю.А. Гаецкий, которому в 1979 году исполнилось 89 лет, известен читателю также своими историко-биографическими повестями: «Гоголь», «К далекому утру» (о В.Г. Белинском), «Дары Мельпомены» (о П.С. Мочалове), «Миллион терзаний» (о И.А. Гончарове), «Неутолимая жажда» (о А.Н. Островском). Повесть «Ранние метели» дважды выходила в свет в издательстве «Детская литература» (1954 и 1969 гг.). Это третье, дополненное издание.

Отцы и дети : роман / И.С. Тургенев; худож. И. Архипов. — М. : Дет. лит., 2012. — 300 с.: ил. — (Школьная библиотека).

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 60-х годов XIX века. Роман приобрел непреходящие общечеловеческий интерес и значение.

В книгу включены критические статьи Д.И. Писарева «Базаров» и А.И. Герцена «Еще раз Базаров».

Для старшего школьного возраста.

Первая любовь. Ася. Вешние воды [повести] / И.С. Тургенев. — Москва : Издательство ACT, 2018. — 352 с.

В книгу вошли повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». Тургенев писал: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

В «Асе» (1858) повествование ведётся от лица анонимного рассказчика, вспоминающего свою молодость и встречу в маленьком городке на берегу Рейна с девушкой Асей. На склоне лет герой понимает, что по-настоящему любил только её.

В повести «Первая любовь» (1860) пожилой человек рассказывает о своей юношеской любви. Шестнадцатилетний Владимир прибывает вместе с семьей в загородное поместье, где встречает красивую девушку, двадцатиоднолетнюю Зинаиду, и влюбляется в нее. Позже Владимир обнаруживает, что Зинаида любит его собственного отца...

«Вешние воды» (1872) — история любви русского помещика Санина. Он вспоминает о событиях тридцатилетней давности, случившихся в его жизни, когда он путешествовал по Германии.

Накануне: Роман / И.С. Тургенев; Вступ. ст. и примеч. В. В. Афанасьева; Худож. В. Панов. — М. : Дет. лит., 2002. — 250 с.: ил. — (Школьная б-ка).

Роман замечательного русского писателя издается с приложением: статьей Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».

Дворянское гнездо. Отцы и дети : романы / Иван Тургенев. — М. : Вече, 2016. — 448 с. — (100 великих романов).

Знак информационной продукции 12+

Роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» — прекрасная и грустная история несостоявшейся любви, разбитых надежд главного героя, последнего представителя старинного дворянского рода.

«Отцы и дети» — самый известный из всех романов Тургенева о вечном конфликте между молодостью, требующей перемен, и консервативностью зрелого возраста.

Оба произведения были экранизированы талантливыми российскими кинорежиссерами Андреем Кончаловским и Авдотьей Смирновой.

Рудин : Роман / И.С. Тургенев; Послесл. Г.А. Вялого; Ил. Г.С. Волхонской. — Переиз. — М. : Дет. лит., 1990. — 159 с.: ил.

Герой романа, Рудин, воплотил в себе характерное и значительное явление русской жизни 40-х годов XIX века. По словам Н. Некрасова, это личность «могучая при всех слабостях, увлекательная при всех своих недостатках».

Муму / Иван Тургенев. – Москва : Издательство «Э», 2017. — 224 с.

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучающиеся в начальной школе, средних и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть всё, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

В книгу включены произведения И.С. Тургенева, которые изучают в 5-м классе.

Дворянское гнездо. Вешние воды / И.С. Тургенев. — М. : ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. — 444, [4] с.

«Дворянское гнездо» — «хроника утраченной жизни» XIX века под гениальным и элегическим пером Тургенева.

История любви, ненависти и ревности, история сомнений и интеллектуальных исканий на фоне «помещичьей идиллии».

Один из самых изысканных и простых романов Тургенева. Роман, который стал настоящей «исповедью русского интеллигента» — исповедью, не утратившей своей актуальности и в наши дни.

Помимо этого романа в книгу вошла также повесть «Вешние воды», посвященная волновавшей Тургенева теме обретения и утраты истинной любви и ее столкновения с «темной», иррациональной страстью...

Версия для слабовидящих