Представленная литература :
Павел Третьяков/ Анна Федорец. — М. : Вече, 2011. — 432 с.: ил. — (Великие исторические персоны). Фигура всемирно известного создателя галереи странным образом прячется в тени своего детища. Посвященные Третьякову книги, статьи, телепередачи с жаром рассказывают о художниках, которым он покровительствовал, о картинах, им приобретенных, о том, как продолжала существовать Третьяковка после смерти ее создателя. При всем обилии посвященной П.М. Третьякову литературы кажется, что неведомый художник набросал легкими штрихами его образ, взялся было за краски — но так и не докончил картины, не расцветил ее яркими красками индивидуальности, не вдохнул в нее Божью искру души... Разумеется, говоря о Третьякове, нельзя обойти вниманием то, что представляло для него цель жизни — создание коллекции картин в Лаврушинском переулке. Однако основную свою задачу автор видит в том, чтобы с опорой на документальные свидетельства показать читателю многогранную личность, какой был Павел Михайлович Третьяков. |
|
Павел Третьяков и его галерея / И.С. Ненарокомова. — М. : Арт-Родник, 1998. — 256 с., илл. Книга рассказывает о жизни и собирательской деятельности известного русского коллекционера, основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Публикуются материалы из переписки Третьякова с художниками и коллекционерами, отзывы современников Павла Михайловича о его деятельности. Интереснейший иллюстративный материал познакомит читателя с коллекцией, собранной Третьяковым, фрагментами экспозиции его галереи, видами старой Москвы, друзьями и родственниками Павла Михайловича. |
|
В доме Третьякова / В.П. Зилоти. — М. : Искусство, 1998. — 248с.: 45л. ил. Книга «В доме Третьякова» не претендует на «наукообразность» ни в изложении, ни в содержании. В ней много фактических ошибок. В.П. Зилоти иногда путает имена, даты, родственные связи людей, произвольно совмещает или разводит во времени описываемые события. Эти ошибки составители постарались отметить и исправить в примечаниях. Ценность книги в другом: Вера Павловна сумела не только ярко, непосредственно и тепло воссоздать среду и историческую обстановку, в которых прошли ее счастливые детство и юность, но и приобщить современного читателя к духовной атмосфере дома Третьяковых, составляющими которой были благородство, порядочность, высокие идеалы служения искусству и народу. Рукопись воспоминаний была закончена В.П. Зилоти в июле 1939 года. Она завершается описанием отъезда молодоженов за границу, «in die groBe Welt»*, к новой жизни. Как явствует из текста воспоминаний, Вера Павловна мечтала продолжить свой рассказ, хотя и сомневалась в собственных силах. Можно лишь пожалеть, что намерение написать продолжение не было ею осуществлено и читатели лишились увлекательнейших мемуаров информированного, пристрастного (в лучшем смысле этого слова) и талантливого автора. |
|
Государственная Третьяковская галерея : история и коллекции. — 4-е изд. — М. : Искусство, 1989. — 446с.: ил. | |
Айвазовский / Ю.И. Андреева. — М. : Вече, 2013. — 384 с.: ил. — (Великие исторические персоны). Историю великого художника моря — Ивана Константиновича Айвазовского можно пересказать как сказку, чудесную легенду о мальчике, влюбленном в море, или еще точнее, очарованном морем, юноше, поймавшем водную стихию за волну и заставившем ее перетечь до последней сверкающей капли на свои полотна, о мужчине, мечты которого исполнялись и любовь не оставляла его ни на одно мгновение жизни. Книга Ю. Андреевой подробно и увлекательно рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского мариниста XIX века. |
|
Айвазовский : Фантастические приключения / А.А. Сергеев. — М. : Белый город, 2003. — 63с.: ил. — (Исторический роман). Это фантастическая история о выдающемся русском художнике-маринисте И.К. Айвазовском. |
|
Валентин Серов / А.И. Кудря. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 403 [13] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; выл. 1136). Широкое привлечение редких архивных документов, уникальной семейной переписки Серовых, редко цитируемых воспоминаний современников художника позволило автору создать жизнеописание одного из ярчайших мастеров Серебряного века Валентина Александровича Серова. Ученик Репина и Чистякова, Серов прославился как непревзойденный мастер глубоко психологического портрета. В своем творчестве Серов отразил и внешний блеск рубежа XIX-XX веков и нараставшие в то время социальные коллизии, приведшие страну на край пропасти. Художник создал замечательную портретную галерею всемирно известных современников — Шаляпина, Римского-Корсакова, Чехова, Дягилева, Ермоловой, Станиславского, передав таким образом их мощные творческие импульсы в грядущий век. |
|
Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов : Основные проблемы. / В.А. Леняшин. — Л. : Художник РСФСР, 1986. — 260 с., ил. Исследование портретного творчества Валентина Александровича Серова (1865—1911), в особенности 1900-х годов, несомненно, имеет важное значение для советского искусствоведения. Углубленно анализируя большое число портретов Серова, автор выявляет связи творчества Серова с русским портретом XIX века и с передвижничеством в частности, а также с искусством начала XX века, как русским, так и зарубежным. Творчество Серова рассматривается в самых широких культурных и общественно-социальных связях. Включено резюме на английском языке. Книга содержит около 100 иллюстраций. Рассчитана она не только на специалистов, но и на любителей искусства. |
|
Карл Брюллов / Г.К. Леонтьева. — М. : ТЕРРА, 1997. — 464 с.: ил. — (Мастера). Жизнь замечательного русского художника первой половины XIX века К.П. Брюллова была безраздельно отдана искусству. Знаменитой картиной «Последний день Помпеи» он изменил укоренившиеся представления о задачах исторической живописи, в числе первых нарушил привычные каноны классицистического искусства. Своей портретной живописью он прокладывал пути реализма. Книга рассказывает о творчестве мастера, о его жизни, богатой событиями и встречами — дружба связывала художника с Пушкиным и Глинкой, Гоголем и Кукольником. |
|
К.П. Брюллов / Е. Орлова. — М. : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с.: ил. — (Великие художники России). «Великий Карл» — так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Написанное им в Италии огромное полотно «Последний день Помпеи» завоевало признание не только в России, но и в Европе. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Тонкое чувство формы, поражающая пластичность картин Брюллова — результат долгого изучения классики. Эта книга поможет читателю познакомиться с некоторыми работами художника и не только получить эстетическое наслаждение от великолепных картин, но и узнать историю создания знаменитых полотен. |
|
Врубель и Лермонтов / П.К. Суздалев. -2-е изд., испр. — М. : Изобраз. искусство, 1991. — 240 с. с ил. В книге исследуется отношение Врубеля к творчеству Лермонтова, делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства у обоих художников. Автор монографии стремился уяснить, что взял Врубель у лермонтовского «Ангела», «Демона», «Героя нашего времени», чем он обязан Лермонтову в формировании своего поэтически-образного мира и что принадлежит ему самому, как личности и художнику своей эпохи. |
|
Михаил Врубель. Жизнь и творчество : Художественный очерк / Н.А. Дмитриева. — М. : Дет. лит., 1984. — 143 с., ил. Книга о русском художнике Михаиле Александровиче Врубеле (1856—1910). |
|
И.Е. Репин / Е. Орлова. — М. : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с.: ил. — (Великие художники России). Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Ему принадлежит заслуга раскрытия в художественных образах современной ему России столь полно и глубоко, что с ним трудно сравниться кому-то еще. При этом мало кто равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству рисовальщика и колориста. Наследие Репина насчитывает десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов, рисунков, набросков и, кроме того, превосходно написанную книгу воспоминаний «Далекое близкое». Художник-живописец, мастер портрета, бытовых и исторических сцен, академик, преподаватель, профессор и ректор Императорской Академии художеств, Репин, как никто другой, привлекает внимание исследователей прошлого и современности своей насыщенной событиями жизнью и выдающимся творчеством. |
|
Илья Репин / С.А. Пророков. – М. : ТЕРРА, 1997. — 480 с.: ил. — (Мастера). О жизни и творчестве замечательного русского художника-передвижника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) рассказывает в своей книге С. Пророкова — о страсти художника к работе, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств. И становится ясно, что это был не только «мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни». |
|
Кустодиев / Е.В. Громова. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 127с.: ил. — (Галерея гениев). | |
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ / М.М. Алленов. — М. : СЛОВО/SLOVO, 1998. — 96 с., ил. — (Картинная галерея). Популярное издание, посвященное творчеству известного русского художника второй половины XIX — начала XX века Василия Ивановича Сурикова (1848—1916), предназначено для широкого круга любителей изобразительного искусства. |
|
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ / Э.В. Пастон. — М. : СЛОВО/SLOVO, 1996. — 96 с, ил. — (Картинная галерея). Популярное издание, посвященное творчеству известного русского художника второй половины XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926), предназначено для широкого круга любителей изобразительного искусства. |
|
Андрей Рублев / В.Г. Брюсова. — М. : Изобраз. искусство, 1995. — 304 с.: ил. Книга — фундаментальное исследование, посвященное творчеству талантливого иконописца Древней Руси Андрея Рублева. Автор доктор искусствоведения, профессор, академик Международной славянской академии В.Г. Брюсова кроме работ Андрея Рублева рассматривает также ряд работ другого древнерусского иконописца — Даниила Черного. Этих мастеров связывала творческая дружба и совместная работа в Успенском соборе во Владимире, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в храмах Звенигорода. В книге около 200 цветных и тоновых иллюстраций. Для специалистов и читателей, интересующихся древнерусским искусством. |
|
Константин Богаевский : Альбом. — М. : Белый город, 2000. — 63с.: ил. — (Мастера живописи). | |
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ / В.А. Леняшин. — Л. : Художник РСФСР, 1987. — 248с., 182 ил. Альбом, посвященный творчеству выдающегося русского художника В.Г. Перова (1834—1882), продолжает серию «Русские живописцы XIX века». Путь мастера, создававшего такие шедевры социально-художественного исследования действительности, как «Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак у заставы», портрет Ф.М. Достоевского, рассматривается в широком контексте развития отечественного и западноевропейского искусства второй половины XIX века. |